+7 (495) 223-11-05
8 (800) 550-06-68

28.11.2014

Фарфор в русской культуре

"Из фарфора можно сделать все».

И.-И. Кендлер



DSC_9507.jpgРусский художественный фарфор привнес в мировую культуру ценность, не меньшую, чем литература, музыка и живопись. О фарфоре как о факте реальной российской жизни заговорили начиная с 1744-го - года основания Императорского фарфорового завода.

Фарфор - энциклопедия жизни

До 1744 г. фарфор был модным, дорогим и сакральным материалом, имели его из соображений престижа. С 1740-х при русском дворе фарфором стали сервировать десертную часть парадных банкетов. В 1756 г. был исполнен первый сервиз на Императорском фарфоровом заводе ("Собственный", для императрицы Елизаветы Петровны).

При Екатерине II традиционным типом декора русского фарфора была цветочная роспись. В конце 18 века важным элементом росписи стала монограмма, заключенная в медальон.

В изделиях времени правления императора Павла распространился «ситцевый» декор из цветов; крупные цветочные букеты живописцы выносили на бортики, освобождая чистое поле костяного белого фарфора. А описаниях сервировок "павловский фарфор" соседствует с сакральным золотом. Для Михайловского замка, любимой резиденции императора, в качестве парадной посуды были заказаны фарфоровый и золотой сервизы. На Императорском фарфоровом заводе изобретались изысканные техники украшения изделий, роскошные орнаменты и формы.

Ярким проявлением моды на русский фарфор стали фарфоровые кабинеты-интерьеры с преобладанием фарфорового декора. Знаменитый Царскосельский кабинет, созданный Ф.-Б.Растрелли в 1750-х годах, вмещал полторы тысячи фарфоровых предметов.

DSC_8248.jpgНа вторую треть 18 века пришелся и пик популярности пышных настольных декораций из фарфора. Стоит вспомнить знаменитый «минералогический» десерт П.И.Шувалова 1755 г. на банкете в честь английского резидента. В России вслед за Европой появились фарфоровые сюрту или «филе» (от франц. - «вереница», «струйка»). Скульптурные ансамбли, скомпонованные из фигур серий «Народы России» и «Ремесленники и торговцы», были выполнены на заводе под руководством Ж.-Д.Рашетта по иллюстрациям из труда И.-Г. Георги «Описание обитающих в Российском государстве народов».

В последующие годы стал популярен патриотичный фарфор - фарфоровые статуэтки, скульптуры, кофейные и чайные фарфоровые сервизы с военной тематикой: изображением «мундиров» русской армии, портретами героев недавних сражений.

В 1810-х гг. скульптор С.С.Пименов создал монументальное произведение – "Сервиз с русскими костюмами, или Русский" (позже "Гурьевский"), в котором воплотил идеальные образы русских крестьянки и крестьянина, ставшие каноном национальной фарфоровой пластики.

В начале19 века на Императорском фарфоровом заводе работали французские живописцы-фарфористы А.А.Адам, Ж.-Ф.Ж.Свебах, а также их русские ученики В.Ф.Мещеряков, С.А.Голов, Н.К.Корнилов, В.А.Столетов.

Мастера периода «николаевского фарфора» продолжили традиции, подарив стране и миру вазы с уникальными росписями, тарелки с изображением военных сцен, портретов царских особ, копий картин старых мастеров из собрания Императорского Эрмитажа.

DSC_9203.jpgЧастные фарфоровые заводы

Императорский фарфоровый завод задавал высокий художественный тон, однако большой вклад в развитие национальной школы русского фарфора внесли мастера частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова. Большинство их изделий имело строгие ампирные формы и декор с военными атрибутами, гербами. Чайные пары и сервизы украшались тончайшей пейзажной и сюжетной живописью.

Подарочная фарфоровая чашка приобрела статус дорогой личной вещи, образцового сувенира эпохи сентиментализма, домашней реликвии, «исторического памятника», востребованного эпохой.

Фарфоровое творчество развивалось и на небольших фабриках, возникших в Гжельском регионе под Москвой. Наиболее известные из них: фабрики братьев Новых, Насонова, Козловых, Кудинова, Гулиных, А.Киселева, Храпунова-Нового.

Продукция, уступавшая по качеству императорскому фарфору, имела своего покупателя. Формы и орнаменты модного ампира "гжельские" мастера "перевели" на язык искусства примитива - с образами народной культуры. Это явление в истории русского декоративно-прикладного искусства получило название «фарфоровый лубок».

В России увлечение фарфором превратилось в культурный феномен с просветительской утопией в основе. Русский фарфор выступал в самых разных амплуа: экзотической диковины, броского штриха к убранству, стилистической идеи, предмета обихода, символа личных амбиций или социального статуса обладателя.

Сменялись эпохи, художники и модные тенденции, а русский фарфор оставался объектом восхищения миллионов поклонников культурной самобытности и красоты.

Поделиться:

Возврат к списку