+7 (495) 223-11-05
8 (800) 550-06-68

28.03.2014

Матрешка вместо Барби...


DSC_5135.jpgСотни безликих пластиковых роботов, ярко-кислотные машинки на радиоуправлении, дурно пахнущие резиной и некачественной краской, уродливые фигурки супергероев из комиксов, дистрофичные куклы Барби с неестественно длинными ногами и крошечными головами… Примерно так сегодня выглядят отделы с детскими игрушками практически в любом магазине,  будь то крупная сеть или маленький магазинчик за углом. Скажете, ничего необычного и уж тем более опасного в этом нет? Ошибаетесь! Детские педагоги и психологи начали бить тревогу еще в начале 2000-х. Медленно, но верно так называемая культура детской игры падает, игрушки становятся все примитивнее, а родители, как это ни печально, равнодушнее и неразборчивее.


Для взрослого человека с окончательно сформированной психикой любая детская игрушка  - это всего лишь вещь, которую можно потрогать, покрутить в руках и положить на место. Для ребенка игрушка – своеобразный друг, товарищ и даже проводник в мир знаний. Через игру (а ведь игра – это основная деятельность ребенка до похода в школу) дети познают мир, учатся, общаются со сверстниками, делают первые шаги на пути к социальному взаимодействию с окружающими.
Как говорил известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко, игрушка – это материальная составляющая детской игры. Именно поэтому родителям так важно уделять внимание, подходить со всей серьезностью к выбору игрушек, принимая решение о покупке, отталкиваться не от вездесущей рекламы и навязанных ею же ценностей, а в первую очередь от здравого смысла.

Только представьте, какую пользу развитию ребенка могут принести большинство из представленных сегодня на рынке игрушек? Ультимативный символ моды и «красоты» кукла Барби, Человек-паук, Бэтмен, бесчисленная армия так называемых супергероев из комиксов, урчащие, шипящие и мигающие десятками разноцветных лампочек роботы… Могут ли все эти игрушки научить ребенка с тонкой, ранимой и лишь формирующейся психикой чему-то хорошему и действительно полезному? Детские педагоги-психологи сходятся во мнении: подавляюще большинство современных игрушек несут в себе заведомо негативный посыл, пропагандируют  агрессию, расшатывают нервную систему, попросту пугают ребенка. Достаточно вспомнить хотя бы страшных пластиковых роботов, злодеев и героев комиксов. Сможет ли ребенок уснуть, поиграв пару часов с такими «товарищами»? Думается, ответ очевиден.

Именно поэтому подавляющее большинство детских психологов советуют максимально оградить ребенка от бесполезных и  бессмысленных игрушек (пусть даже хорошо разрекламированных), и в то же время попытаться заинтересовать и приучить малыша к красивым, добрым, развивающим фантазию и мышление игрушкам.

Спросите, что же собой представляют такие игрушки и где их искать? На самом деле, все просто. Отличная альтернатива  - традиционные игрушки, произведения русских народных промыслов. Как правило, это добрые персонажи старинных русских сказок, волшебные животные, богатыри, всемирно известные куклы-матрешки, в конце концов.

Традиционные игрушки  в отличие от своих современных собратьев несут в себе исключительно позитивный посыл. Достаточно хотя бы обратить внимание на символику традиционных игрушек. В их оформлении сложно найти хотя бы отдаленный или завуалированный негативный символ, способный отрицательно сказаться на психическом здоровье и мировосприятии ребенка. Совсем наоборот! Добрые, как правило, всегда улыбающиеся (невозможно даже вообразить грустную матрешку!) традиционные игрушки настраивают малыша на позитивный лад, учат смело смотреть на мир, открывать новые горизонты. Вспомните хотя бы внешнее оформление матрешки! Яркая, нарядная кукла с добрым лицом, расписанная пышным витиеватым рисунком… Может ли матрешка напугать малыша? Или подтолкнуть к агрессии? Конечно же, нет. Более того, традиционные игрушки в отличие от большинства современных способны развивать в ребенке мышление, воображение, подталкивать к новым открытиям. Ну а, пожалуй, самое главное  - русские традиционные игрушки, как ничто другое, способны развивать в ребенке этнокультурную идентичность, укреплять связь с историческим корнями.

Например, по мнению президента фонда «Детское здоровье», психолога Александра Кузнецова, традиционные игрушки делают ребенка более активным, развивают мышление.

«Современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума. Игра в традиционные игрушки предполагает активность ребенка во внешней среде, то есть человек проявляет активную позицию, пытается преобразовать», приводят слова специалиста российские СМИ.

Традиционные игрушки уступают своим современным «коллегам», пожалуй, лишь в одном. Они не достаточно разрекламированы. Именно поэтому большинство современных детей даже и не знают о существовании такого персонажа, как, например, матрешка. Зато почти каждая маленькая девочка наслышана о кукле Барби…

Безусловно, выбор и покупка игрушек для ребенка – личное дело каждого родителя. Однако прежде чем отправиться в магазин, детские психологи советуют тщательно обдумать цели будущей покупки, понять, что именно вы ожидаете от игрушки. Занять ребенка на какое-то время, отвлечь или просто скоротать время – эти задачи запросто осилит пластмассовый робот. Однако с развитием логического мышления ребенка, его эстетического вкуса, любви к красоте, истории и чтению это персонаж вряд ли справится. Чего не скажешь о традиционных игрушках - красивых, добрых и немножечко волшебных, отсылающих к старинным русским народным сказкам. Выбор за Вами!


Поделиться:

Возврат к списку