+7 (495) 223-11-05
8 (800) 550-06-68

Роспись по нужде 26.06.2013

Роспись по нужде

Внешний облик Москвы в последнее время вызывает общественный резонанс. Активисты без конца борются с теми, кто превращает архитектурные памятники в бизнес-центры, а также пытается их снести, расчистив территорию под свои планы. Теперь досталось и русскому народному промыслу – гжельскими и хохломскими узорами украшают общественные туалеты.


Сотрудники компании «Русь Великая» в очередной раз увидели на улице биотуалеты с «оригинальным» дизайнерским решением – их стены украшают узоры мастеров из Гжели и Нижегородской области. Такое использование самобытного явления русской культуры, которое имеет многовековые традиции, крайне возмущает. Коллектив организации стремится к тому, чтобы россияне знали культуру своей страны, ценили ее неповторимость. Более того, представляя лучшие изделия народного промысла, компания хочет, чтобы руссицизм, в лучшем его проявлении, был моден среди жителей России.

Первые расписные биотуалеты появились еще два года назад. Идея так декорировать неприглядные синие  кабинки пришла Государственному учреждению «Сантехработ», которая находится в ведомственном подчинении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Свои высокохудожественные туалеты компания представила на выставке «Чистый город» в 2011 году. По мнению руководства компании, «за этими антивандальными кабинами с презентабельным видом - туалетное будущее столицы».

Реакция жителей и гостей столицы на такие «презентабельные» точки общественного пользования были разными. Кто-то считает, что это намного лучше, чем неказистые синие кабинки. Большинство же возмущено тем, что биотуалеты украшает узор русского народного промысла, который имеет многовековые традиции. Неужели нельзя было найти другое дизайнерское решение? Придумали же как стилистически оформить ларьки на московских улицах.

Прошло уже два года с момента установления первых туалетных кабин с росписью подмосковных и нижегородских мастеров. Но ничего не изменилось, они стоят, как на Манежной площади, так и в других районах столицы. Судя по всему, именно таким образом правительство решило «продвигать» культуру в массы, а также знакомить туристов с русским народным промыслом.

Отметим, что такой «ребрендинг» туалетов связан с реализацией программы «Развитие индустрии отдыха и туризма», которая продолжается вплоть до 2016 года. Правительство поставило задачу изменить имидж Москвы так, чтобы столицу России перестали ассоциировать исключительно с ушанками, матрешками и медведями, играющими на балалайках. Более того, Москва должна предстать перед туристами, как столица России, где сохранилось древнее искусство и многочисленные монастыри. Складывается впечатление, что туалет стал одним из наглядных экспонатов, демонстрирующих искусство мастеров русского народного промысла. Снаружи можно полюбоваться яркими узорами, а внутри - ощутить дух страны.

Трудно представить, чтобы в Англии биотуалет был сделан в виде Биг Бена, или чтобы в Париже кабинку украшал портрет Джоконды. Могло ли там случиться такое? Нет! Кроме того, в планах московского правительства догнать по численности туристов Париж (около 9 миллионов туристов год), увеличив за это время показатель посещения в два раза. Представьте, что отныне приехавшие в первый раз в город иностранцы, попав в сувенирный магазин, будут ассоциировать сервизы, скульптуры, шкатулки и деревянные изделия с туалетом. Грустно осознавать, что гжельский и хохломской узор, являющиеся ярким проявлением  народного декоративно-прикладного искусства, которое было оценено даже царями, теперь украшает места для самых естественных нужд.

Если отстраниться от этической стороны проблемы, то сразу возникает много вопросов правого характера. Известно, что хохломская и гжельская росписи защищены международным зарегистрированным товарным знаком. Вряд ли те, кто  придумал новый дизайн и допустил его размещение на улицах города, получили специальное разрешение мастеров. А это уже нарушение авторских прав.

Возмутительно то, что мы много слышим о возрождении традиций, о необходимости развивать у молодежи любовь к русской культуре, а на деле видим, что достояние страны украшает кабинки биотуалетов. 

Напомним, что в августе 2007 года в китайском городе Хэйхэ начали использовать гигантские матрешки в качестве мусорных урн. Сделали они это для того, чтобы укрепить российско-китайские отношения. Такой жест возмутил россиян, и дело дошло до того, что МИД России обратился с требованием убрать такие урны с улиц, иначе дело могло обернуться дипломатическим скандалом. А чем в данном случае матрешки-урны отличаются от биотуалетов с гжельским и хохломским орнаментом?

Можно сделать вывод, что россияне сами не ценят национальное достояние и культуру, а пытаются требовать этого от других стран. С такими темпами скоро в общественных туалетах появится  бумага в виде павловопосадских платков. А канализационные люки, которые в России не так красивы, как в Европе, будет украшать роспись жостовких подносов. Ну а что? Все же ближе к народу, да и туристам веселей… А культуре, судя по всему, в российской действительности более достойного места не нашлось.


Поделиться:

Возврат к списку