+7 (495) 223-11-05
8 (800) 550-06-68

Александр Сухарев: «Как важно быть русским до конца» 24.05.2013

Александр Сухарев: «Как важно быть русским до конца»

Ведущий научный сотрудник Института психологии РАН Александр Сухарев о необходимости возрождения национального сознания и самосознания для успешного развития, формирования и становления успешной личности.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский отмечал, что начиная с XVII века, равноправное общение России и Запада трансформировалось в одностороннее влияние Запада на национальную российскую элиту. Уже при царе Алексее Михайловиче Западная Европа стала страной чудес, и, начиная с данного периода, в ментальности русской элиты источники всякого возможного развития все более виделись на Западе и все менее – в самой России.

На данный момент бессознательная установка на вытеснение русских традиций проявляется во всем, даже в быту – от оптимального подбора интерьера, мебели, авторов книг в домашней библиотеке, до способов проведения досуга и подбора подарков друзьям и родственникам.

В самосознании большинства представителей современной российской элиты и, в первую очередь, бизнес-элиты, все лучшее может исходить только от Запада. Из-за этого преобладает мало осознаваемая установка на то, что «нечего изобретать велосипед», на Западе уже все придумано. Каковы же практические последствия данного явления?

Обратимся к науке. С одной стороны, психологические исследования, уже в течение восемнадцати лет осуществляемые в нашей Лаборатории этнофункциональных исследований, показывают, что направленность психики человека на образы его родной природы и культуры способствует профилактике и лечению таких тяжелых заболеваний как депрессии, онкологии, наркомании, алкоголизма и ряда других заболеваний. Установлено, что возвращение направленности сознания личности на образы родной природы и культуры в предметах быта и повседневной жизни не только способствует профилактике и лечению различных заболеваний, но и повышает энергетический потенциал человека, его интеллектуальные творческие возможности.

Представьте себе, что где-нибудь на переговорах с иностранными партнерами решаются важные деловые вопросы. Беседа происходит в помещении, где интерьер оформлен в соответствии с итальянскими, английскими или иными традициями. На столе стоит английский фарфоровый сервиз, на полу расстелена тигровая шкура, а на стенах висят картины западноевропейских мастеров и т.д. В такой обстановке в содержании переговоров со стороны российского представителя то и дело прорывается бессознательное (или плохо скрываемое) отношение ко всему российскому и довольно искреннее восхищение иностранными обычаями, предметами, менеджментом.

В данной ситуации формируются предпосылки для доминирования психологического влияния иностранного партнера. О равноправном общении на эмоциональном уровне, а, следовательно, и на деловом, речь уже не идет. Другими словами, именно русская бытовая культура в обстановке делового общения обеспечивает эмоциональный фон, цементирующий разумную деловую позицию и активность российского предпринимателя. Секрет успеха проще и гораздо ближе к нам, чем мы думаем – он в достоинстве и традициях великой русской культуры.

Мы не должны быть в положении просителей, подражателей или закомплексованных восторженных почитателей «заграницы для стран третьего мира». Мы хозяева своей страны, в этом наше исконное и неоспоримое превосходство и это должно быть подчеркнуто во всем: в интерьере, в обычаях, в оборотах речи. А прежде всего – во внутренней убежденности. Иначе, как писал Ф.И. Тютчев: «…вам не снискать признания Европы, в ее глазах вы будете всегда не слуги просвещенья, а холопы».


Поделиться:

Возврат к списку